Правила дзюдо 

Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести.

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:

  • вежливость,
  • смелость,
  • искренность,
  • честность,
  • скромность,
  • самоконтроль,
  • верность в дружбе,
  • уважение к окружающим.

При поступлении в школу ученик дает клятву:

  • Я не брошу учебы без уважительной причины.
  • Я не опозорю дзюдо и свою школу.
  • Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.
  • Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем.

В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:

  • владей инициативой в любом начинании;
  • внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
  • осмысливай полностью, действуй решительно;
  • знай меру;
  • держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

Терминология дзюдо

Аси

Нога (ноги).

Аси-атэ

Удары ногами.

Аси-вадза

Приемы, проводимые преимущественно ногами.

Аси-гарами

Болевой прием на ногу - рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката.

Аси-гурума

Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу).

Атама

Голова.

Атама-атэ

Удары головой.

Атэми-вадза

Техника нанесения ударов в уязвимые части тела.

Вадза

Прием, техника.

Вадза-ари

Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки.

Гяку-дзюдзи-дзимэ

Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу.

Даки-агэ

Подъем с обхватом туловища противника.

Даки-вакарэ

Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками).

Дзюдоги

Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса.

Дзюдока

Борец дзюдо.

До-дзимэ

Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием).

Дэ-аси-харай

Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги).

Ёко-вакарэ

Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника).

Ёко-гакэ

Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп).

Ёко-гурума

Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок).

Ёко-отоси

Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок).

Ёко-сихо-гатамэ

Удержание поперек.

Ёко-сутэми-вадза

Приемы, проводимые с падением атакующего на бок.

Иппон

Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста.

Иппон-сэой-нагэ

Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки).

Кавадзу-гакэ

Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо.

Ками-сихо-гатамэ

Удержание со стороны головы.

Кани-басами

Двойной подбив, "ножницы" (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо.

Кансэцу-вадза

Болевые приемы на суставы.

Ката-гатамэ

Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой.

Ката-гурума

Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи).

Ката-дзюдзи-дзимэ

Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты.

Катамэ-вадза

Техника сковывания.

Ката-тэ-дзимэ

Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот.

Ката-ха-дзимэ

Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо.

Кибису-гаэси

Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки).

Коси-вадза

Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом.

Коси-гурума

Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу).

Ко-сото-гакэ

Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи).

Ко-сото-гари

Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу "ближней ногой" снаружи.

Ко-ути-гари

Подсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу "ближней ногой" изнутри.

Ко-ути-гаэси

Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от "ко-ути-гари".

Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ

Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса.

Кудзурэ-кэса-гатамэ

Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ.

Кудзуси

Выведение из равновесия.

Кумиката

Захват.

Кутики-таоси

Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева).

Кэса-гатамэ

Удержание сбоку захватом руки и головы.

Масутэми-вадза

Приемы, проводимые с падением атакующего на спину.

Моро-тэ-гари

Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя).

Нагэ-вадза

Техника бросков, броски.

Нами-дзюдзи-дзимэ

Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз.

Оби-отоси

Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс).

О-госи

Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом.

О-гурума

Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо).

Окури-аси-харай

Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника).

Окури-эри-дзимэ

Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов.

Осаэкоми-вадза

Удержания.

О-сото-гари

Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу "дальней ногой" снаружи.

О-сото-гаэси

Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок.

О-сото-гурума

Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).

О-сото-маки-коми

Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" соперника на себя с падением набок).

О-сото-отоси

Задняя подножка.

О-ути-гари

Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу "дальней ногой" изнутри.

О-ути-гаэси

Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок.

Рё-тэ-дзимэ

Удушающий прием обеими руками.

Санкаку-дзимэ

Удушающий прием ногами "треугольником".

Сасаэ-цури-коми-аси

Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх.

Сидо

Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника.

Симэ-вадза

Техника удушающих приемов.

Синтай

Техника передвижения.

Сисэй

Стойка.

Содэ-гурума-дзимэ

Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки.

Содэ-цури-коми-госи

Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота).

Сото-маки-коми

Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с "наматыванием" противника на себя и падением на бок после захвата снаружи).

Сукуи-нагэ

Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног).

Суми-гаэси

Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла).

Суми-отоси

Выведение из равновесия толчком назад.

Сутэми-вадза

Броски, проводимые с падением атакующего.

Сэой-нагэ

Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину).

Сэой-отоси

Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину).

Тавара-гаэси

Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем.

Тай-отоси

Передняя подножка (сбрасывание с туловища).

Тай-сабаки

Повороты и развороты.

Тани-отоси

Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)

Татами

Площадка для борьбы размером 10Х10 метров.

Тати-вадза

Броски из стойки.

Татэ-сихо-гатамэ

Удержание верхом.

Томоэ-нагэ

Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения).

Тори

Проводящий прием.

Тэ

Рука (до запястья).

Тэ-вадза

Приемы, проводимые преимущественно руками.

Тюи

Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника.

Удэ

Рука (руки).

Удэ-атэ

Удары руками.

Удэ-гарами

Болевой прием - узел руки.

Удэ-хисиги

Болевой прием - рычаг локтя.

Удэ-хисиги-аси-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя с помощью ноги.

Удэ-хисиги-ваки-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки под мышку.

Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки между ног.

Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя с захватом ногами "треугольником".

Удэ-хисиги-тэ-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через руку.

Удэ-хисиги-удэ-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя с фиксацией руки противника руками.

Удэ-хисиги-хара-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через живот.

Удэ-хисиги-хидза-гатамэ

Болевой прием - рычаг локтя при помощи колена.

Уки-вадза

Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной).

Уки-гатамэ

Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием - рычаг локтя.

Уки-госи

Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной).

Уки-отоси

Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной).

Укэ

Атакуемый.

Укэми

Приемы самостраховки при падениях.

Ура-нагэ

Бросок через грудь (бросок за свою спину).

Усиро-госи

Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади).

Ути-маки-коми

Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри.

Ути-мата

Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри).

Ути-мата-гаэси

Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок.

Ути-мата-маки-коми

Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок).

Ути-мата-сукаси

Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия.

Уцури-госи

Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), "обратное бедро".

Хадака-дзимэ

Удушающий прием сзади плечом и предплечьем.

Хансоку

Дисквалификация дзюдоиста.

Ханэ-госи

Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника).

Ханэ-госи-гаэси

Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок.

Ханэ-маки-коми

Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи).

Харай-госи

Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги).

Харай-госи-гаэси

Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок.

Харай-маки-коми

Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок).

Харай-цури-коми-аси

Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции).

Хидза-гурума

Подсечка в колено (колесо через колено).

Хики-коми-гаэси

Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо.

Хон-кэса-гатамэ

Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)

Цубамэ-гаэси

Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки).

Цуккоми-дзимэ

Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты.

Цури-госи

Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх).

Цури-коми-госи

Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции).

Шидо

(прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника.

Юко

Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании.

Яма-араси

Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.

 

История дзюдо

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу.

Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию.

Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Женское дзюдо обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, яростной энтузиастке борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки принимают участие с 1992 года.

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.